КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Никто на любит разочаровываться, однако разочарование подстерегает нас повсюду. На детской площадке и на пути к карьере своей мечты, в пустом холодильнике после рабочего дня и в процессе длительных отношений с партнёром. Но??Именно возможность переживать разочарование ведёт нас к успеху, к достижению желаемого, к удовлетворению потребности.

Сегодня я гуляла с ребёнком и ему захотелось покататься на качелях. Качели были одни, а претендентов на них оказалось двое. Оба мальчишки, трехлетки. Они вцепились в качели с разных сторон и каждый с ослиным упрямством тянул их на себя. Мы с мамой второго малыша решили, что надо обучать детей договариваться, и предложили посчитаться. Оба с энтузиазмом согласились.

Считалка была весёлая и глаза мальчишек горели: “Сидел старик на лавочке, считал свои козявочки…”. … Мой оказался вторым …. Конечно, его разочарованию не было предела. Пока второй мальчуган раскачивался на выигранных в честном поединке качелях, мой сын рыдал огромными слезами, уткнувшись мне в колени и безутешно причитая: “Мама, я хочу на качели”.

Обычно в такие моменты я сажусь рядом с ним на корточки, обнимаю его и озвучиваю его.

Я говорю: “Милый, я вижу, ты расстроился”.
– Да…
– Сынок, ты хотел качаться на качелях.
– Да…
– А теперь качается мальчик, а ты пойдёшь кататься после него.
– Да…
И обычно нескольких моих реплик бывает достаточно, чтобы сын почувствовал себя понятым, замеченным, принятым в своих трудных переживаниях. И начал всхлипывать потише и пореже.

НО ЧАСТО МЫ МЕШАЕМ ДРУГОМУ ПЕРЕЖИТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ, ПРЕРЫВАЯ ЕГО РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ:

-Не расстраивайся (и обычно далее идёт объяснение, почему плакать не надо)
-Сейчас уже качели освободятся (отрицается право ребёнка переживать то, что он
переживает)
-Такой большой мальчик, а плачешь (стыжение)
-Не расстраивай меня (обвинение)
-Сейчас уйдём отсюда (угроза)
-Ой, смотри птичка полетела (попытка переключить)
-Сейчас – сейчас я тебе все дам (попытка изменить существующий порядок)

Каждый из этих способов направлен на то, чтобы ПРЕРВАТЬ ПЕРЕЖИВАНИЕ разочарования, которое возникает из- за того, что потребность ребёнка не удовлетворена. Остановить его тем или иным способом. Потому что нам, взрослым, очень тяжело выдерживать детское разочарование. И собственное бессилие. И собственное разочарование, кстати, тоже.

Разочарование похоже на преграду на пути. Конечно, вы можете закрыть глаза и не смотреть на преграду в надежде, что она исчезнет. Вы можете начать винить себя за то, что вообще пустились в путь, или стыдить, что только таким как вы попадаются преграды, а с остальными такого не случается.

Но ни одна из этих стратегий не позволит вам двигаться дальше. Напротив, вина, стыд, отрицание скорее остановят ваши попытки что-либо предпринять. Единственное, что может помочь в такой ситуации, это рассмотреть как следует то, что перед вами, оценить масштабы препятствия и свои ресурсы, и пробовать двигаться дальше.

С разочарованием та же история. Увидеть и признать его – уже половина пути. Вторая часть пути – перебраться через эту “преграду”, чтобы продолжить путь к желаемому.

И хорошо, если рядом окажется кто-то, кто скажет: Я вижу, что ты этого хочешь, я вижу, что у тебя не получается задуманное, и я верю, что несмотря на то, что тебе трудно, ты справишься.

автор Екатерина Протасевич

Мне будет очень приятно услышать ваше мнение.